Новости
03.11.2015 10:17:00
Андрей Минвалиев: "Хочу, чтобы "Текстильщик" процветал!"
Сегодня администратору клуба и известному в прошлом ивановскому футболисту Андрею Минвалиеву исполнилось 40 лет. Перед "круглой датой" Андрей Николаевич согласился дать пресс-службе клуба большое интервью. С первой частью материала вы могли ознакомиться в программке к матчу "Текстильщик" - "Днепр". Сейчас мы публикуем полную версию беседы.
У "ТЕКСТИЛЬЩИКА" БЫЛ СВОЙ АТАКУЮЩИЙ СТИЛЬ
- Расскажите, когда вы стали заниматься футболом?
- В футбол я пришел в 7 лет. Туда меня привел отец. Помню, что мы занимались на «Текстильщике» около теннисных кортов, которые были на месте ярмарки. Отбор вел ныне покойный Александр Александрович Бестолков. Меня взяли в группу. Тренировки у нас были на силикатном заводе. Я тогда жил в Богородском, поэтому мне приходилось ездить с пересадками одному через весь город. Со мной вместе играли ребята более старшего возраста. Потом Владимир Федорович Фомичев набирал группу 1976 года. Затем из нее сделали спецкласс на базе школы №6. Тренировались мы на «Автокранах». К тому времени нашей семье дали квартиру в районе кинотеатра «Лодзь», и мне удобнее стало добираться. На многих турнирах выступал и за 1975 год. Там были Мишка Захарченко, Димка Бутов, на воротах играл Артем Лопаткин. Я родился в конце года и мог выходить в этом возрасте в первенстве страны. Из 1976 года, кроме меня, в большой футбол сумел пробиться только Олег Графский. Он немного поиграл за «Текстильщик».
- Ваш младший брат Алексей пошел по вашим стопам и также занимался футболом?
- Леша тоже занимался в спецклассе, когда мы его уже закончили. Некоторое время был у Александра Петровича Саитова в Шуе. Сейчас он занимается бизнесом, для себя немного играет. Сильного желания становиться профессиональным футболистом у него не было. Он хорошо учился, закончил два института.
- В середине 1990-х «Текстильщик» показывал красивый и атакующий футбол. За счет чего команде удавалось своей игрой радовать болельщиков?
- В команде подобрались очень квалифицированные люди. Почти все игроки были ивановскими. Футболисты были думающими: Гущин, Ермаков, Тимофеев, Тувин, Тихонов, Зернов, Сухов. Никто не мучился, все играли в футбол. Все друг друга хорошо понимали на поле. Мы несколько лет выступали одним составом. У нас был свой атакующий стиль. В 1994 году мы во второй лиге шли на первом месте с восьмиочковом отрывом. Тогда нам немного не повезло.
- На игры «Текстильщика» в то время часто приходили селекционеры из более сильных команд?
- Раньше никаких агентов еще не было. Возможно, селекционеры приходили на игры и сидели на трибунах. К нам никто не подходил. Думаю, что в клуб поступали предложения на многих ребят. Знаю точно, что Игорь Тихонов ездил в ярославский «Шинник» в 1993 году. Его там оставляли, но наше руководство не пошло им на встречу. Потом к нему приезжал селекционер из Калининграда. Игорь был нужен в Иванове, он давал команде результат, забивал много голов. Но затем Тихонов все равно ушел из клуба. Ко мне впервые подошли люди из другого коллектива в Казани. В 1997 году после матча с «Рубином» мне сделал предложение начальник команды. До игры выступавший в то время за «Рубин» Игорь Тихонов намекал, что мною в клубе интересуются. Позднее главный тренер Игорь Семенович Волчок спросил меня: «Есть ли у меня желание играть за «Рубин»?». Я сказал: «Конечно есть! Мне хочется прогрессировать». К тому времени они практически обеспечили себе выход в первый дивизион. У меня был действующий контракт с «Текстильщиком» и два клуба договаривались по моему трансферу.
ТАЛИСМАНОМ У САДЫРИНА БЫЛА РЕЗИНОВАЯ ЖАБА
- Вы несколько лет отыграли за «Рубин» в первом дивизионе. Расскажите про ваши выступления за команду?
- Впечатления были самые положительные: от города, от команды и от всего первого дивизиона. В первом сезоне мне удалось забить 10 мячей, хотя на позиции центрального нападающего я играл мало. Конкуренция в команде была большая. Постоянно была видна республиканская забота. У нас не все шло гладко, плюс активно развивался хоккей и баскетбол. «Рубин» шел к своей цели постепенно, чтобы задержаться в Премьер-Лиге. Как показало время, такой подход себя оправдал.
- Дебютировали вы за «Рубин» в кубковом матче против «Аланией».
- В том матче Игорь Семенович выпустил меня на целый тайм. По-моему, эту игру показывали по «Первому каналу». Родители смотрели встречу, после нее мне звонила мама. Там все было по игре: нам тяжело было соперничать с ними. Двумя годами ранее «Алания» становилась чемпионом страны. У них была хорошая бригада: Яновский, Хапов, Пагаев. Из чемпионского состава не было только ушедшего в «Спартак» Канищева. Мы им проиграли 0:3, но впечатлений было масса. Республиканский стадион во Владикавказе был забит до отказа. Потом сразу у нас пошел веселый выезд в Махачкалу. Нас он тогда серьезно надорвал. Мы долго не могли выбраться из этой ямы. Нам пришлось приложить много усилий и все-таки мы смогли выбраться на 7-е место. Для дебютного сезона в первом дивизионе – это неплохой результат.
- В то время за казанский коллектив играло много воспитанников ивановского футбола.
- Вместе со мной в «Рубине» играли Игорь Тихонов и Алексей Филиппов. У нас троих все очень хорошо складывалось. Также из Владимира в команду приезжал Сергей Макаров, который в ней был только один круг. Также на сборах с нами был еще один владимирец Леха Трофимов. Мы с Филипповым провели в Казани 3 года. Игорь Николаевич также мог надолго задержаться в «Рубине», но в клубе часто менялись тренеры: один видел ситуацию так, второй – уже по-другому. После Ирхина в «Рубин» пришел Павел Федорович Садырин. Ему нужны были игроки более молодые. Он привел в команду многих питерских ребят: Димку Сенникова, Леху Наумова, Юру Окрошидзе, Олега Дмитриева. Он объяснил Тихонову, что рассчитывает на других. Могу сказать, что если бы Игорь Николаевич остался в «Рубине», то игры бы не портил, но такова жизнь.
- Чем вам запомнился Садырин?
- Одним словом не скажешь. Было видно, что Павел Федорович возглавлял сборную. Человек мудрый. У него были очень интересные тренировки. На них было очень много игровых упражнений. Не сказал бы, что у Садырина был упор на «физику». По сравнению с Игорем Семеновичем Волчком нагрузки у него были детскими. При нем мы много играли в футбол, работали над завершением атаки. Еще у Садырина была фишка: в раздевалке у него лежал талисман. У нас стоял столик, где были вода и чай, а у него в уголочке располагалась резиновая зеленая жаба. Я ее не сразу заметил, только после пятой игры рассмотрел. Потом другие ребята рассказывали, что он ее везде возил с собой.
- С другими тренерами у вас были проблемы?
- Со всеми тренерами у меня выстраивались хорошие отношения: с Ирхиным, с Виктором Петровичем Антиховичем. Последний - мужик юморной. Наверное, вы видели его, когда он приезжал в Иваново. У него футбол был силовым. Как говорил про этот стиль Роман Шаронов, с которым мы на базе жили в одной комнате: «Бей на солнце – окружай ворота». Под Антиховича тоже шли хорошие игроки. Тот же Шаронов при нем попал в команду. Уже потом человек дорос до уровня сборной России.
- Кто был самым неординарным игроком в то время в команде?
- Леха Филиппов очень хорошо выглядел слева. Мне очень запомнились Валера Бурлаченко и Игорь Меньщиков. Им обоим было уже за 30, но, когда к нам пришел Валера, он забивал в пяти играх подряд. Человек мог сыграть на любой позиции. Вратари в команде всегда были хорошие: Юра Окрошидзе, Кляшторный, который сейчас работает директором в «Балтике», Валерка Алескаров, помогающий сейчас Рустему Хузину в «Нефтехимике». Харизматичных людей в «Рубине» было много, особенно местных: Рустем Хузин, Серега Харламов, Рустик Булатов, царство ему небесное – именно они вели за собой команду. Нас иногородних в команде было больше половины. Но Хузин с Харламовым создавали такую атмосферу, что мы чувствовали себя, как дома. Помню, что «Рубин» проиграл несколько матчей, идем где-то внизу. После тренировки кто-то из них говорит нам: «Все собираемся, сейчас мы едем ко мне домой». Жены местных футболистов принесли все, что у них было и накрыли нам стол. Мы сели, выгнали девчонок в другую комнату, и поговорили. Через два дня вышли на поле и обыграли «Локомотив» (Нижний Новгород) с Овчинниковым «Борманом», а в тот год эта команда вышла в высший дивизион. Местные ребята держали команду в кулаке. Тренеру не нужно было проводить лишние собрания.
"ТЫ КАК ГАЗЗАЕВА "ПОХОРОНИЛ"?
- Почему вы ушли из «Рубина»?
- Народ в команде менялся. Я перестал попадать в состав, а играть хотелось. Антихович, ничего про него не могу сказать плохого, подозвал меня и сказал: «Тебе надо играть». Я с ним согласился. Мы сели, поговорили. Со мной сразу расставаться не стали, отдали в аренду в «Орел». Когда я приехал обратно в Казань, меня планировали вернуть в «Рубин», но в клубе поменялся тренер. Пришел Курбан Бердыев, который меня вообще не знал. Ему рассказали про меня, но он сказал, что у него свои люди. Тогда Бердыев с собой привез в Казань 15 человек. Никаких обид не было.
- В «Орле» вы работали под началом Николая Киселева. Чувствовалась ли у уроженца Кинешмы любовь к ивановским игрокам?
- Николай Иванович – очень мудрый человек, интеллигентнейший «дедушка». Никогда я не слышал от него плохого слова, чтобы он на кого-то повысил голос. То, что он – кинешемец слышу впервые, хотя я знал, что Киселев где-то у нас играл. Думаю, что меня ему посоветовал Игорь Семенович Волчок. Вместе со мной в «Орле» играли Андрей Романов и Леха Копилов. Команда смогла дать мне игровую практику. Это было самое главное.
- Как вам удалось поразить ворота молодежной сборной России?
- Для нас товарищеская игра с «молодежкой» была памятной. Сами знаете, какие люди играли против нас: Аршавин, Игнашевич, Павлюченко. Во втором тайме они поменяли свой состав. Вышли новые ребята, тоже из высшего дивизиона. Сил у нас было немного. Минуте на 78-й (по протоколу, на 60-й – прим Е.П.) Женька Поляков прошел по флангу, у лицевой обыграл, по-моему, Березуцкого, и покатил мяч в штрафную. Я оказался между двумя защитниками, принял мяч и расстрелял Габулова. После игры за интервью набежали журналисты из «НТВ-плюс». Меня потом Леха Филиппов подтрунивал: «Сижу в Перми на базе, включаю телевизор, а там какое-то лицо знакомое интервью дает. Как ты там Газзаева умудрился похоронить?». Интересно, что после нас сборная сыграла 3:3 со Швейцарией и никуда не вышла из группы. Потом в команде смеялись, что приложили руку к провалу «молодежки».
ЗВАНИЕ ПОЛУЧИЛ ТОЛЬКО В "КООПЕРАТОРЕ"
- Как затем складывалась ваша карьера?
- После того, как я не сумел обратно вернуться в «Рубин», все пошло на спад. Не было такого азарта. Я ездил в Новосибирск, Владивосток. Ничего такого запоминающегося уже не было. Где-то играл больше, где-то меньше. Потом меня уже потянуло домой. В «Текстильщике» тогда особой заинтересованности ко мне не проявили. Александр Петрович Саитов позвал меня в «Спартак-Телеком». В Шуе футбол был совершенно другим. Я так и не понял, как в него играть. Потом пошли травмы. Хотел вообще закончить, но в это время меня позвали в «Кооператор». В нем я провел несколько хороших сезонов: 3-4 раза удавалось выигрывать первенство в «Золотом Кольце». В последние сезоны я был капитаном команды. Мне потом рассказывали, что ребята подошли к Алексею Владимировичу Нагналову и попросили меня сделать им. Именно в «Кооператоре» я получил звание «кандидата в мастера спорта», хотя его мне должны еще были дать в «Рубине», когда мы стали третьими в первом дивизионе. Алексей Нагналов тогда смог пробить нам его. Всем ребятам вручили «значки» и книжки. Мне на старости лет все-таки удалось его заработать.
- В 2008 году вы могли оказаться в «Текстильщике». Почему вы решили не переходить в ивановский коллектив?
- Я ездил с командой на сборы. Юрий Александрович Ермаков звал меня в «Текстильщик». Но я видел, что здесь основным игроком уже не буду. В команде были более молодые ребята. Поэтому решил, что лучше буду «первым парнем на деревне». В «Кооператоре» я еще поиграл два года. Потом Юрий Александрович пригласил меня на работу в клуб.
- Расскажите о своих коллегах администраторах.
- Старшим администратором является Сергей Николаевич Аксенов. Я, скорее всего, являюсь его помощником. У него очень много бумажной работы. Он занимается размещением команды в гостиницу, заказами на питание и прочим. Я больше работаю с командой на поле. Еще одним администратором является наш корифей Михаил Михайлович Потапов, который здорово помогает нам с детскими футбольными командами.
- Расскажите про ваши увлечения...
- Мы столько времени проводим на работе, что на увлечения времени почти не остается. Люблю посмотреть хороший фильм, сходить в кино. Если есть силы, то стараюсь выбраться в театр. Сейчас начал замечать, что мне стала нравиться классика. Например, «Вишневый сад» Чехова. Последний раз был в театре в прошлом году. Мы с супругой Мариной ходили на музыкальный спектакль «Здравствуйте, я ваша тетя!» Иногда могу посидеть за компьютером, почитать новости. Основное увлечение у меня одно – футбол. Марки я не собираю, рыбок - не развожу.
- Чего вы хотите достичь в жизни?
- Сейчас я работаю в футбольном клубе, поэтому хочу, чтобы он процветал и был на ведущих позициях, чтобы к нему не охладели областные власти. Считаю, что по всем показателям «Текстильщику» должен находиться лигой выше.
Егор Пелевин.
Фото Артема Садовникова.
все новости система комментирования CACKLE