Новости
11.09.2013 15:41:00
ФАНАМ – 25
Культуре футбольного фанатизма в нашей стране не так много лет. Когда стадионы Европы уже вовсю утопали во флагах, а одетые в клубные цвета болельщики всей трибуной распевали песни, в Советском союзе такая неконтролируемая организованность не поощрялась. Считается, что первые фанаты появились у московского «Спартака» в 1972 году. Однако активный подъем новой культуры поддержки любимой команды начался в СССР только в 1980-е годы. В регионы, в том числе и в Иваново, столичные веяния пришли, пожалуй, только с перестройкой. Эпоха перемен в нашей стране дала толчок и развитию фан-движения, высвободив энергию молодежи на трибунах стадиона.
Современному поколению, к которому относится и автор этих строк, сложно себе представить, что еще каких-то 25 лет назад не было ни шарфов, ни значков – вообще какой бы то ни было атрибутики. Дружной поддержки тоже не было: только свист или отдельные выкрики. С одной стороны, трубы, горны, барабаны запрещали, а особо рьяных болельщиков могли и в милицию забрать. С другой, сами зрители еще не привыкли ярко выделять себя, не ощущали себя частью шоу. И в какой-то момент в Иванове стали чуть ли не отставать от прогресса. В ивановской газете «Ленинец» даже писали:
«Да что это такое: три красногорских болельщика, приехавших с «Зорким», перекричали весь наш стадион. Обидно, будто не дома играем, а в гостях…Было? Было. И три года назад, и два, и в прошлом сезоне наш ивановский стадион отличала от других арен – московских, владимирской, смоленской и т.д. – гробовая тишина».
В 1987 году «Текстильщик» занял 2-е место во второй лиге, а у болельщиков появились первые группы по 5-7 человек, которые начали скандировать речевки. Кое-кто самостоятельно ездил на выездные матчи - это были уже первые ласточки. Но эти небольшие компании молодых людей не были связаны друг с другом, находились на разных трибунах и не знали, как объединить свои усилия. Историю поворотного исторического события рассказывает человек, непосредственно стоящий у истоков ивановского фан-движения Дмитрий "Дик" Банников:
- Я с детства мечтал, когда же у нас в Иванове будет такое же боление, как я видел по телевизору как в Европе?! В машиностроительном техникуме я познакомился с Володей Чикаловым, которого все помнят под именем Ткач. Он мне рассказывал, как летом бывал на футболе в Москве, общался с фанатами, видел все своими глазами. И вот, перед началом сезона 1988 года, он подходит ко мне и говорит: давай сделаем такое же в Иванове! Чтобы тоже были флаги, речевки, выезды. Я все организую, а вы меня поддержите. Я говорю: давай! Так все и началось.
Перед первым матчем с костромским «Спартаком» 29 апреля 1988 года перед входом на стадион ребята наклеили объявление: все, кто хочет поддержать команду – приходите на 6-й сектор. На тот момент 6-й сектор располагался на западной трибуне с краю – ближе к административному зданию. Сейчас ему соответствует сектор «Р». Его специально выбрали, чтобы не мешать обычным болельщикам. Сектор оказался забит наполовину – около 400-500 человек. На следующий матч с Вологдой фанатов стало еще больше – порядка 600. После футбола было организовано шествие по улице Дзержинского до площади Пушкина, которое даже нарушило движение по проспекту Ленина. Кроме Ткача и Дика появились и другие активисты: Александр Базанов («Мясо»), Михаил Швецов («Джузи»), Александр Кривов («Вася»)...
Цвета были выбраны красно-белые – именно в такой форме обычно играл «Текстильщик» в то время. Кто-то купил в центральном универмаге красную кепку, и на следующий матч уже пол-сектора щеголяла в фирменных головных уборах. Шарфы были самодельные: сшитые из тряпочек или связанные вручную. Флаги приносили с первомайской демонстрации. Самые популярные кричалки того времени: «В Союзе нет еще пока команды лучше Текстиля!», «Ни в Англии, ни в Дании, ни в Западной Германии команды лучше нет, чем у нас в Иванове!». Многие кричалки за неимением своих переделывали с московских. При подаче углового фанаты прерывисто скандировали «Гол! Гол! Гол!», а с сектора полетели первые ленты серпантина. Это было уже красиво! Вскоре появился и первый баннер размерами 6 на
Первый выезд сезона попал на Кинешму – туда поехало около ста человек! Еще не очень организованно, мало кто знал друг друга. А самый массовый выезд состоялся следом: 22 мая 1988 года: в Ярославль приехали порядка 300 человек! Сейчас представить такое уже невозможно. Весь сектор за воротами был забит, как будто приехала команда высшей лиги. Это был, пожалуй, самый массовый организованный выезд фанатов «Текстиля» за всю историю. Милиция даже задержала отправление обратного поезда, чтобы все ивановцы успели домой. В том году фанаты ездили организованно и в Раменское, и в Рязань, и Рыбинск, и другие города – в основном на автобусах и «собаках» - электричках. Автостопом тогда еще никто не ездил: и машин мало, и как-то не было принято. В памятном сезоне 1988 года один из фанов «Текстильщика» Андрей Лобанов, известный своим товарищам как Иисус, побывал практически на всех гостевых матчах своей команды. Фанаты называют это «золотым выездом»:
- У меня еще в 87 году было 14 выездов. Не хватило только четырех. А на следующий сезон у меня была возможность, было желание, поэтому был практически на всех матчах. Не удалось побывать только в Нагорном Карабахе – в Степанакерте. Туда было очень тяжело добраться. Во-первых, там играли через 3 дня после подмосковного Красногорска. А во-вторых, там уже было военное положение. Ехать было просто опасно. Но во всех других городах побывал ради любви к футболу, ради любви к путешествиям. К тому же, это очень приятное чувство: видеть своих людей в чужом городе. Помню, 2 сентября 1988 года в Воронеже Юрий Криволапов, выйдя из автобуса, здорово удивился: «Мол, ты уже и здесь?»
На тот момент Андрею Лобанову было 24 года. А свой первый выезд он «пробил» еще задолго до появления фан-движения: в 1982 году поехал на матч с «Волжанином» в Кинешму. За «фанатскую» карьеру ему удалось побывать примерно на 80 выездах. Сейчас он говорит, что если бы не перемены в жизни после 1991 года – сейчас таких выездов у него было бы около 300. В том же 1988 году состоялись и первые организованные контакты с фанатами других команд. Какие-то переросли в дружбу, а какие-то – в многолетнюю ненависть. Рассказывает Сергей «Офсайд» Измайлов:
- С Костромой в первый раз мы не поладили. Здесь на площади была драка, все было в дыму, костромским пацанам досталось, но они были виноваты. Потом с Костромой все разрешилось. Другое дело с Владимиром. Сначала приезжает сюда человек 11. Подошли, поболтали. Все нормально, претензий нет. Ткач всегда придерживался такого мнения, чтобы никогда первым ни на кого не наезжать, принимать всех как гостей. С их стороны тоже ничего не было. Мы их проводили на автовокзал, а они спокойно уехали. На ответный матч в сентябре мы приезжаем на выезд на 2 автобусах. Нас встречают очень плохо, даже отвратительно. С первого захода на стадион в наш адрес полетели камни, бутылки. Они нас окружили, били стекла в автобусах. На следующий год в Иванове в их сторону пошла ответка – с этого все и началось.
С 1991 года фан-движение в Иванове пошло на убыль. 17 апреля того года трагически погиб организатор и лидер ивановских фанатов Владимир «Ткач» Чикалов: он был убит рядом с подъездом собственного дома. А главное, страна стала другой, жизнь изменилась. Уже в 1993 году был только один организованный выезд, а далее практически никто на матчи и не ездил. Вскоре не стало и профессиональной команды. С 2000 года пошла новая история фан-движения, пришло новое поколение болельщиков. Отцы-основатели ивановского фан-движения до сих пор дружат, общаются и с приятной ностальгией вспоминают конец 80-х. Они призывают, чтобы сегодня еще больше людей приходило на фан-сектор. А активность и красочность сегодняшней поддержке вполне на достойном уровне!
Артем Садовников.
все новости система комментирования CACKLE